Skip Navigation Links  
 
 
Фантастический реализм Эрнста Фукса
Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) – один из известнейших представителей (пост)сюрреализма и фантастического реализма, родился он в Вене, 13 февраля 1930 года.
Его отец, ортодоксальный еврей Максимилиан Фукс, вместо того чтобы стать раввином, бросил учебу и женился на Леопольдине, христианке из австрийской провинции Штирия. В 1938 году в результате «Аншлюса» произошло насильственное объединение Австрии с нацистской Германией, и, подобно многим австрийским евреям, которым грозило уничтожение, Максимилиан вынужден был бежать в Шанхай. История умалчивает о том, почему он не захватил с собой семью. Восьмилетний Эрнст остался в Вене с матерью, но будучи наполовину евреем, был отправлен в концентрационный лагерь для детей-полукровок. Леопольдину лишили родительских прав, и чтобы спасти сына, она пошла на формальный развод с мужем. В 1942 году Эрнст Фукс был крещен в римско-католическую веру, и это оказало очень сильное воздействие на становление его мировоззрения.
В 12 лет Фукс берет первые уроки рисунка, живописи и скульптуры у художника и реставратора Алоиса Шимана, а в 15 лет поступает в Венскую академию изобразительных искусств, где становится самым молодым студентом. Уже в те годы Эрнст Фукс испытывает сильнейшее влияние сюрреализма, что не может не сказаться на его собственной творческой манере.
Пожиратетель кукол, 1945 Распятие и автопортрет с Инге
позади креста, 1945
Впервые «вживую» картины сюрреалистов Фукс увидел на выставке 1947 года, где был ошарашен знаменитой «Унылой игрой» Сальвадора Дали. «Я увидел подтверждение тому, чего хотел достичь сам», – написал он в своем дневнике.
Оплакивание раздвоенных, 1947 Гютерсло и Муза, 1947
В 1948 году, вместе с Рудольфом Хауснером, чье творчество до войны было причислено нацистами к «дегенеративному искусству», Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром – сыном еврейского сапожника-эмигранта, Эрнст Фукс создает Венскую школу фантастического реализма, своеобразную разновидность сюрреализма и вместе с тем особый культурный феномен, продолжающий развиваться и поныне.
Рисунки Фукса начинают насыщаться множеством деталей, напоминая чем-то мистерии Иеронима Босха, загадочного голландца, чей триптих «Страшный суд» уже тогда находился в собрании Венской академии изобразительных искусств.
Искушение победителя, 1949 Майская картинка, 1949 Трансформация плоти, 1949
Позже Фукс переезжает в Париж, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обретает признание. Здесь он знакомится с основоположником сюрреализма Анри Бретоном, поэтом, драматургом, режиссером и романистом Жаном Кокто, писателем-экзистенциалистом Жаном-Полем Сартром, а в 1951 году на одной из выставок впервые встречается со своим кумиром Сальвадором Дали. Высоко оценив «жуткие», по словам Дали, работы молодого австрийца, тот, вполне в своём духе, определяет ему место в современном искусстве: «Вы, Фукс, – германский Дали! Ну, а я в таком случае – испанский Дюрер». Однако именно в то время Фукс начинает потихоньку освобождаться от магии творчества своего кумира. В его живописи и графике появляются алхимические и религиозные символы, а персонажи начинают тяготеть к образам со средневековых гравюр.
Фукс зачитывается трудами немецкого теолога и философа Майстера Экхарта, увлекается алхимическим символизмом, штудирует «Психологию и алхимию» Карла Густава Юнга. Постепенно его творчество превращается в тугой сплав самого «безбашенного» сюрреализма, алхимической символики и средневековой стилизации. Наиболее характерен в этом смысле графический цикл «Единорог» (Unicorn), над которым Фукс работает в 1950-1952 годы.
Крещение единорога, 1951 Искушение единорога, 1951
Другие произведения того же периода выполнены в схожей манере, заметно однако, что художник все чаще насыщает свои работы элементами традиционной иконографии.
Битва преобразованных богов, 1952 За платком Вероники, 1953
В 1957 году Фукс отправляется в Израиль, где живет на горе Сион в бенедектинском монастыре, изучая иконопись и язык символов разных религий. В творчестве этого периода очевидны попытки художника создать единый синтетичный язык искусства, «алхимически» объединяющий символику всех мировых религий. Там же Фукс получает заказ написать «Три мистерии Св. Розенкранца» для нового католического храма в Вене. Однако его работы поначалу вызывают на родине бурные протесты. Многие верующие требуют вынести странные – а на взгляд некоторых, и богохульные иконы из храма. Но волна негодования спадет – и церковные работы Фукса становятся одной из главных достопримечательностей Вены.
Моисей перед Неопалимой купиной, 1956 Ангел Смерти над воротами в Чистилище, 1956
Христос перед Пилатом, 1957
Кульминацией церковно-религиозного периода можно считать картину «Псалом №69», где в присущей Фуксу фантастико-реалистической манере апокалиптические пророчества Библии соединяются с образами современного художнику мира.
Псалом №69, 1960
В 1960 году Эрнст Фукс с триумфом возвращается в Вену, где уже пользуется всеобщим признанием. Открывает галерею, ставшую местом встреч приверженцев фантастического реализма. Пишет книгу «Небесная архитектура», в которой излагает свои взгляды на искусство, иллюстрируя их архитектурными проектами и моделями, а также образцами монументальной скульптуры, к которой пристрастился в 1970-е годы.
С конца 1970-х Фукс стремительно расширяет зону искусства, в которой проявляет свои дарования. Оформляет оперные спектакли – музыкальную драму «Парсифаль» Вагнера и моцартовскую «Волшебную флейту» в Гамбургской государственной опере, вагнеровского «Лоэнгрина» в Баварской опере (Мюнхен), оперу «Сказки Гофмана» Оффенбаха и балет «Легенда об Иосифе» Штрауса в Вене. Создает акварельный цикл «Лоэнгрин». Пишет стихи и философские эссе. Записывает музыкальные диски «Von Jahve» и «Via Dolorosa» собственного сочинения.
С 1993 года Эрнст Фукс живет на юге Франции, но с открытием «Фантастического музея» перебирается в Вену: на верхнем этаже музея – его личные аппартаменты, а в кафе по соседству с музеем для маэстро «навечно» зарезервирован столик. И даже в переполненном кафе никто не имеет права за него садиться.
В 2011 году Эрнсту Фуксу исполнился 81 год. Сегодня это культовая персона австрийского искусства – человек, дарований которого с лихвой хватило бы на то, чтобы заполнить это искусство целиком. Фукс прожил жизнь, достойную истинного сюрреалиста, – полную эксцентричных выходок, мистификаций, провокаций и истинных художественных открытий. У него 28 детей от бесчисленного числа жен, хотя своей единственной женой он считает первую – Еву, как и подобает склонному к не самому уместному в бюргерсокй среде юмору сюрреалистическому Адаму. Или «Огненному Лису» (Feuer Fuchs) – так подписывает венский «князь живописи» свои работы.
При написании этого текста нам оказали помощь:
ibsorath.livejournal.com, www.ernstfuchs-zentrum.com, otvet.mail.ru и др.
 
     
  © В. Любаров. Все права защищены