Родом из детства
Первым местом моей прописки на Земле стала маленькая проходная
комната в коммуналке на втором этаже бывшего купеческого дома на
улице Щипок в Замоскворечье. Советская власть натолкала туда без
разбору столько всякого народа, что жить там было весело, но тесно.
Лет до четырех я спал в оцинкованном корыте, которое стояло на
сундуке, и через нашу комнату туда-сюда ходили сестра моего отца
тетя Вера с мужем, дядей Мишей, и моя кузина Тамара. Она была старше
меня и поэтому смотрела на меня свысока.
Глава семьи, мой отец, работал инженером-механиком и приносил в
семью ежемесячно 110 р., а мама растила сына, то есть меня, и
подрабатывала шитьем. Дедушку своего я совсем не помню. Знаю лишь,
что он был заядлым картежником и упорно пытался проиграть
трактир-шинок, которым владела моя еврейская бабушка, потрясавшая
общественность своим сказочным умением готовить рыбу-фиш. С тем, с
чем не удалось справиться, дедушке, справились большевики, которые
национализировали шинок и сделали его пролетарской столовой. Бабушка
же стала готовить свою рыбу-фиш исключительно для нас, на нашей
коммунальной кухне.
О моем дяде разговор особый. Его все от мала до велика называли
«Дядей Мишей с Большой Головой». Он работал в типографии «Красный
Пролетарий», и от него чудесно пахло типографской краской.
Потихоньку мама рассказала мне, что в молодости дядя Миша был очень
хорош собой и девушкам во взаимности никогда не отказывал. На чем и
погорел.
Спасаясь однажды бегством от ревнивого мужа, он упал в шахту лифта –
вероятно, головой вниз. От удара его голова почему-то стала расти,
она росла-росла, и в пору моего детствого любопытства все еще,
кажется, продолжала расти. Однако на дядином профессионализме это
никак не сказалось: дядю Мишу знали и любили во всех московских
издательствах. И когда я сам поступил в Полиграфический институт,
обо мне так и говорили: это племянник Дяди Миши с Большой Головой, -
и относились по-доброму. Быть может, не зря я с детства рисовал
людей с головой больше натуральной и рисую так до сих пор…
Предки мои по бабушкиной линии, да и сама бабушка до революции, жили
за чертой оседлости в местечке – вернее, в разных таких местечках,
потому как со времен Адама и Евы еврею на одном месте становится
скучно и тянет создавать себе на голову большие проблемы. Именно от
бабушки маленький Вова узнал о наличии в картине мира Бога и
дьявола, а не одной лишь коммунистической идеологии и красных дней
календаря. Мои родители этих заблуждений прошлого не одобряли, и
сереты мироздания мы обсуждали с бабушкой тайно. А еще бабушка
обожала еврейские анекдоты. Помню, мама как-то сетовала на тесноту
нашей комнатенки (три кв.метра на душу), а бабушка в ответ вспомнила
такой анекдот. Приходит к ребе еврей. «Шалом, – говорит, – ребе, не
знаю, как дальше жить. Очень тесно, дети орут, жена ругается, дед
пукает, посоветуй, что делать?» – «Купи козу», – отвечает ребе. Ребе
умный, зря не скажет, купил еврей козу. Вскоре опять приходит к
ребе: «Ой, ребе, что я наделал! Дети орут, жена ругается, дед
пукает, но хуже всего коза – весь дом изгадила». – «Продай козу», –
говорит ребе. Встречает спустя какое-то время того еврея и
спрашивает: «Ну как живешь?» – «Спасибо, ребе, живу замечательно!».
С тех самых пор, как меня жизнь подопрет, я ищу в своих делах ту
самую «козу», которую нужно сбыть с рук, чтобы все наладилось…
В художественной школе при институте имени Сурикова меня семь лет
водили по узким коридорам социалистического реализма и дали высшее
знание того, что искусство принадлежит народу. Я это понял буквально
и после школы пошел работать маляром на автобазу. Мой наставник,
старый маляр дядя Саша кашлял нитрокраской и говорил афоризмами.
Краска была то синей, то черной, то зеленой – в зависимости от того,
в какой цвет сегодня красили автомобили. В процессе покраски дядя
Саша учил меня, как выжить в этом бездушном мире и остаться при этом
самим собой.
После автобазы была армия, где я научился маршировать на плацу и
правильно отдавать честь. После армии – художественное отделение
Полиграфического института и много разных, проиллюстрированных мною
умных и не очень умных книжек. Видно, книжек было действительно
много, поэтому в конце восьмидесятых годов прошлого века рядом с
моей фамилией стали писать «известный, мол, книжный
художник-график». И зарабатывал я по тем, советским, временам весьма
прилично, имел кооперативную квартиру и раздолбанный «москвич». Но
тут мне что-то стукнуло. Вдруг надоело делать картинки к чужим
сочинениям, обрыдла столичная беготня и я, разом собравшись, уехал в
Богом забытую деревеньку Перемилово на самой границе Владимирской и
Ярославской областей. Таким образом моя добрейшая колли Перичка
стала пограничной собакой, а я – деревенским художником с
интеллигентско-городским прошлым.
В деревне все было настоящим: и трава, и деревья, и небо.
Настоящими, не припудренными цивилизацией оказались и люди. Дикие,
корявые, смешные, но добрые и себе на уме. Настоящие философы,
особенно когда выпьют. Вот я и стал копать огрород, рубить дрова и
рисовать своих новых соседей.
Так появилась серия «Деревня Перемилово», а затем и «Город Щипок» -
город, который вырос, можно сказать из моего детства, проведенного
на улице Щипок в Замосворечье, и вполне конкретного городка
Юрьев-Польский, что стоит неподалеку от деревни Перемилово.
Но, видимо, для полноты картины моей судьбы этого было недостаточно.
Поэтому однажды меня пригласили в Европу, в город Антверпен. Людей
посмотреть да себя показать. Для начала приехавшего из России
«деревенского» художника изрядно напоили и отвезли бесчувственное
тело в гостиницу. Утром проснулся, голова болит, будто пил у себя в
деревне с соседом Николаем. Вышел прогуляться на свежий воздух,
вдруг вижу: идет навстречу человек с черной бородой, в черном пальто
и в черной же шляпе, за ним второй такой, потом третий… И все они
похожи друг на друга как капли воды. Надо, думаю, подлечиться, зашел
в магазинчик, а там за прилавком стоит человек – в черной шляпе, с
черной бородой, но уже без пальто. И тут только я понял, что попал в
еврейский квартал – не зря же я столько книг проиллюстрировал!
А вернувшись в Россию, я, ествественно, нарисовал много-много
евреев, и все они у меня получились евреями исключительно русскими.
К тому же я поселил их в свою живописную деревню Перемилово, чтобы и
им, как и мне, выпало немножечко счастья.
В. Любаров